Американские исследователи нашли ответ на вопрос, почему одни из нас готовы ради ближнего последнюю рубашку с себя снять, а от других снега зимой не допросишься. Прижимистые, скаредные, скупые или попросту жадные люди, как выяснилось, достойны жалости: в их мозге не хватает гормона окситоцина, который толкает человека на искренние проявления щедрости.
Природа альтруизма, который считается одним из принципиальных различий между нами и братьями нашими меньшими, зиждется не на моральных принципах, насаждаемых культурой и усваиваемых в процессе воспитания, - она гормональная. Уровень окситоцина в мозге непосредственно влияет на бескорыстие человека в его желании помочь ближнему.
Биологически активное вещество, судя по всему, является ключом к пониманию такого социального явления, как благотворительность, и его популярности в современном обществе. Проявления альтруизма, особенно в отношении незнакомых людей, высоко ценятся и считаются предметом гордости.
Руководитель исследования профессор Клермонтского университета Калифорнии Пол Зак считает, что повышение уровня окситоцина в организме практически сразу же влечет за собой всплеск щедрости. Правда, у этого вещества есть побочные эффекты: у каждого пятого мужчины при его приеме возникает эрекция, а у беременных женщин могут начаться преждевременные роды из-за сильного мышечного спазма.
Команда американских биохимиков провела интересный эксперимент: половине добровольцев дали гормональный препарат, а другой половине скормили плацебо, после чего предложили всем участникам опыта пожертвовать некоторую сумму незнакомому нуждающемуся человеку. Результат оказался поразительным: те, кто принял дозу окситоцина, были готовы отдать на 80% больше денег, чем остальные испытуемые.
Эти данные помогают взглянуть на некоторые социальные процессы с новой точки зрения. К примеру, с 1954 г. совокупная сумма пожертвований, делаемых за год жителями США, выросла на 187%. Ученые считают, что эта тенденция связана с тотальным ростом уровня окситоцина у наших современников. По наследству "гормон щедрости" не передается, зато способен передаваться от человека к человеку, как инфекция. Мы получаем от окружающих своеобразные сигналы доверия, из-за которых в нашем головном мозге мгновенно повышается уровень окситоцина. Аналогичный эффект производит созерцание плакатов социальной рекламы, образы которой воздействуют на эмоции зрителя, например, фотоснимок плачущего ребенка.